Ухаживая за своим ребенком, помните, что в первую очередь это просто Ваш ребенок, который нуждается в любви, заботе и понимании, а уже потом это ребенок с лишней 21 хромосомой. Улыбайтесь ему, старайтесь вызвать его интерес, удивить. Новые ощущения и впечатления лучше помогают ребенку учиться, чем уже испытанные.
Если у Вас нет специальной литературы, не отчаивайтесь. Вы можете с успехом пользоваться литературой по раннему развитию для обычных детей.
Старайтесь, по возможности, предъявлять к Вашему малышу все основные требования, которые предусмотрены для «обычных» детей.
Конечно, важно знать особенности развития ребенка с синдромом Дауна, на что нужно обратить внимание при уходе за ним.

Не забывайте о ЗДОРОВЬЕ малыша. У детей с синдромом Дауна могут встречаться нарушения, обусловленные наличием лишней 21 хромосомы. Такие как: врожденный порок сердца или пищеварительной системы, нарушение функции щитовидной железы, зрения, слуха, костно-мышечные дефекты, иммунодефицит, и др. Не откладывайте визит к специалистам: кардиологу, отоларингологу, окулисту, ортопеду, эндокринологу, хирургу, невропатологу. Помните! Ранняя коррекция нарушений здоровья, витаминотерапия помогут предотвратить дополнительные нарушения работы мозга и улучшить физическое и эмоциональное здоровье в будущем. Хотя иногда у детей с синдромом Дауна не обнаруживается никаких нарушений здоровья.

                                                        ЧТО ПОЛЕЗНО ВАШЕМУ МАЛЫШУ. Общие советы.
1.Ребенок с синдромом Дауна рождается, как правило, с маленьким весом и признаками незрелости. Постарайтесь создать малышу комфортные условия. Полезно познакомиться с советами по уходу за недоношенными детьми.
2.Посоветуйтесь с неонатологом по режиму кормления. Скорее всего, Вам придется в первое время кормить своего малыша через каждые три часа, а в случае необходимости, и чаще. Старайтесь кормить малыша грудью, т.к. это укрепляет иммунитет, устанавливает эмоциональный контакт и правильно формирует рот и язык, что может иметь значение для развития речи в будущем.
3.При перемещении малыша, корпус и голову его необходимо хорошо поддерживать, не ограничивая при этом движений.
4.Держа малыша на руках, следует придерживать его ножки так, чтобы они касались друг друга примерно на линии позвоночника.
5.Для развития тонкой моторики и стимуляции нервных окончаний необходимо регулярно делать массаж пальчиков на руках и ногах, ладошек и стоп. Наденьте малышу шерстяные носочки на босые ножки.
6.Делайте массаж ротовой полости, языка и дёсен специальной массажной силиконовой щеткой или махровой тряпочкой. Массаж щечек – легкое похлопывание, пощипывание. Это укрепит мышцы ротовой полости и щек и поможет избавиться от привычки держать высунутым язычок, а в дальнейшем – овладеть речью.
7.Играя с ребенком, стройте рожицы, показывайте и убирайте свой язык. Очень скоро он научится повторять упражнения за вами.
8.Причесывайте голову малыша детской щеткой с мягкой щетиной для стимуляции кровообращения.
9.Перед купанием можно дать малышу побегать или постоять на морской соли.
10.Кожа малыша с синдромом Дауна часто более сухая, чем у других детей. Можно втирать в кожу детское масло или детский крем.
11.Для активации внимания и интереса ребенка повесьте над кроваткой разноцветные игрушки. Вешайте перед ним лист бумаги с чёрно-белыми рисунками: забавное личико, контрастные полоски, круги, квадраты и т.д. Носите полосатую одежду.
12.Если кроватка находится рядом со стеной, то выкладывать ребенка нужно каждый раз на разные стороны от стены, для формирования симметричного поля зрения и избежания развития «кривошеи».
13.В кроватке не загораживайте малышу обзор подушками, бортиками и т.д. Во время бодрствования ребенку лучше находиться не в кроватке, а в манеже или на полу.
14.Почаще совершайте «экскурсии» по квартире. Называйте встречающиеся предметы. Рассказывайте, для чего они существуют, даже если ребенок очень мал, и как Вам кажется, еще не способен понять.
15.Положите малыша на шуршащую бумагу, чтобы он обнаружил взаимосвязь между своими движениями и звуками от бумаги.
16.Старайтесь, как можно чаще, подвергать кожу ребенка различным тактильным раздражителям. Побуждайте малыша пробовать на ощупь предметы разной формы и фактуры. Давайте возможность ребенку ощутить гладкую и шершавую поверхность, холодную и теплую. Пусть он трогает мех, наждачную бумагу и т.д.
17.Для развития мелкой моторики сшейте мешочки с разными крупами: горохом, гречей, рисом, фасолью, пшеном. Пусть ребенок перебирает их в руках.
18.При общении с ребенком используйте как можно более разнообразные звуки: шепот, свист, шипение и т.д. Повышайте и понижайте голос. Произносите звуки и слова с разной скоростью и разным ритмом, имитируйте звуки.
19.Повторяйте звуки, произносимые малышом, и поощряйте его улыбкой, прикосновением, словами.
20.Читайте малышу веселые стишки, песенки-потешки. Сопровождайте слова ритмичными движениями.
21.Во время купания побуждайте ребенка плескаться и совершать разнообразные движения телом.
22.Поощряйте в раннем возрасте желание малыша исследовать мир с помощью рта, т.к. рот более чувствителен, чем руки и, поэтому, является более важным источником информации для восприятия.
23.Для формирования понятия неизменности существования предмета, поощряйте ребенка следить за движущимся предметом. Прячьте предметы под чем-либо, а затем вновь показывайте. Старайтесь, чтобы ребенок проследил, куда делся упавший предмет. Играйте в «ку-ку», закрывая лицо ладонями или платком.
24.Повторяйте одни и те же задания часто, слегка изменяя их так, чтобы к уже приобретенному опыту добавлялись новые навыки.
25.Какими бы незначительными ни были достижения ребенка, всегда хвалите его за них.
26.Музыка и танцы развивают слух, чувство такта, вестибулярный аппарат и приносят много радостных минут в общении с вашим малышом. Ставьте классическую музыку, детские песенки и просто веселые мелодии и вы увидите, как он реагирует на ту или иную мелодию.
27.Обучайте малыша жестам, они нисколько не навредят, а только помогут ему общаться с Вами. Многие родители думают, что жесты заменят речь и их ребенок не захочет объясняться словами, а будет использовать только жесты, но это не так. Подумайте, как малыш еще может выразить свои чувства и попросить или рассказать вам что-то, если он не может это выразить словами! На первом этапе обучения речи жесты помогут вам в этом. Ваш ребенок должен знать, что его любят и понимают и в любую минуту он может рассчитывать на помощь с вашей стороны. По мере развития речи, малыш все лучше понимает, что при помощи слов можно сказать гораздо больше, чем на языке жестов, и как только он осознает это, он постепенно начинает отходить от языка жестов.
28.Используйте возможность играть с обычными детьми. При выборе партнеров по играм лучше руководствоваться не возрастом ребенка, а его уровнем развития, интересами и личными качествами.

Конечно, это только краткий перечень рекомендаций.
У Вас есть вопросы?
Не задумываясь, обращайтесь за помощью в Санкт-Петербургскую общественную организацию инвалидов «Даун Центр». Вы сможете познакомиться с опытом родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.