Советы дефектолога по сенсорной интеграции

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста

сенсорное развитие изо1.png


Одной из важнейших задач развития любого ребёнка является формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок не рождается с этими знаниями, но природа наделяет каждого из нас возможностью принимать и перерабатывать сигналы, поступающие из окружающего мира с помощью органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и т.д.

Ощущения - первый источник знаний о мире. Именно с помощью ощущений малыш узнаёт о том, что все имеет свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру. Каждый день ребёнок сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, которые его окружают, в первую очередь игрушек, предметов домашнего обихода. Да и природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами - тоже дает ребенку множество различных ощущений. Звуковая вибрация, прикосновение к коже, запах, напряжение мышц и сила тяжести – вот только несколько примеров раздражителей, вызывающих ощущения.

Ощущения дают информацию не только об окружающей среде, но и о физическом состоянии тела человека, о его положении в пространстве. Мы обладаем особым чувством, которое фиксирует действие силы тяжести и перемещения нашего тела по отношению к земле.

Обобщая информацию, мы выделяем следующие виды ощущений:

Ощущения, говорящие нам о воздействии внешнего мира на тело (внешние рецепторы):

  • зрительный образ (зрение)
  • звук (слух)
  • вкус (вкусовые рецепторы)
  • запах (обоняние)
  • прикосновение (осязание)

Ощущения, говорящие нам о положении тела в пространстве и о его движениях:

  • положение и движение (проприоцептивные ощущения, так называемое «суставно-мышечное чувство»)

  • действие силы тяжести, движения головы и равновесие тела (вестибулярные ощущения).

Ощущения, говорящие нам о том, что происходит внутри тела:

  • висцеральные ощущения (ощущения от рецепторов внутренних органов: чувство голода, насыщения, жажды, позывов в туалет и т.д.).

Ощущения текут в мозг подобно ручейкам, впадающим в море. Каждую секунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации – и не только от глаз или ушей, но от всего тела. Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют ему знания, необходимые для управления телом и мышлением.


Сенсорная интеграция

Что же означает слово «интеграция»?

Интеграция – это вид организации чего-либо. Интегрировать – значит собрать разные части в единое целое. Когда нечто интегрировано, его части работают слаженно, как одна система.

Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как- либо использованы. Это способность свести воедино информацию, поступающую по разным каналам. Абсолютно все дети рождаются со способностью к интеграции, но каждому все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению физических задач.

Сенсорная интеграция придает чувственному опыту смысл, просеивая информацию, организуя ее, и, тем самым, помогая ребенку сконцентрироваться.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге. Мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании.

Сенсорная интеграция фильтрует информацию, отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум)

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ)

Адаптивный ответ – это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения. Младенец видит погремушку и тянется за ней. Попытка дотянуться до погремушки и есть адаптивный ответ. Бесцельное махание руками таковым не является. Когда ребенок осознает, что погремушка слишком далеко, и ползет к ней, мы уже имеем дело с более сложным адаптивным ответом.

Формирование такого ответа помогает мозгу развиваться и организовывать самого себя. Большинству взрослых это кажется всего лишь игрой. Однако игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые «включают» сенсорную интеграцию. С ее развитием улучшается самоорганизация и становятся доступными более сложные навыки. Ребенок, который научился упорядочивать свою игру, вероятнее всего, научится также планировать свою учебу и справляться с трудностями.

 

Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Малыши не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели умственную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.

По мере взросления некоторые сенсомоторные процессы замещаются ментальными и социальными навыками. Но, сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки.

Мне бы хотелось остановиться на одном важном моменте: развивать сенсорную интеграцию нужно всем детям. Не важно, говорим ли мы об «обычном» ребенке или ребенке с церебральным параличом или синдромом Дауна, или о ребенке с нарушениями зрения или слуха. Абсолютно всем детям нужны сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать сенсорную информацию, формировать адаптивные ответы.

Нарушение сенсорной интеграции

Как сенсорная информация помогает нам разобраться в окружающем мире. Представьте, что вы оказались на большом складе и среди тысяч предметов и должны отыскать какую-то коробку. И тут гаснет свет. Да еще и сигнализация срабатывает, раздается оглушительный звук сирены, вдобавок, из подвешенных к потолку разбрызгивателей забили струи воды. Как вы думаете, легко нам без помощи зрения и слуха сориентироваться?

Поскольку мы зависим от того, насколько слаженно работают все наши органы чувств, мы можем оказаться в крайне неприятной ситуации, если вдруг лишимся привычной сенсорной информации. Повлияет громкий сигнал тревоги и неожиданный душ на нашу способность упорядочить остальные ощущения? Сможем ли мы оставаться хладнокровными, организованными и уверенными? И как мы будем действовать в этой ситуации? Возможно, начнем полагаться на иные ощущения, – те, что в обычной обстановке не задействуются, например, мы бы использовали осязание.

Теперь давайте посмотрим, что происходит с ребенком. Мы считаем, что если ребенок на нас смотрит, то он слушает нас. Если мы зовем его по имени, а он не отвечает, если мы просим его подойти, а он не шевелится, мы считаем, что он капризничает, не слушается. Но на самом деле, возможно, когда ребенка просят делать что-то одновременно (например, смотреть и слушать), у него может это просто не получаться. Ему может мешать то, что новые туфельки давят, шею царапает этикетка свитера, громко включен телевизор или отвлекает какой-то запах. Нарушение сенсорной интеграции может в значительной мере препятствовать успешному развитию ребенка во всех видах деятельности, а также может затруднять контакт и взаимодействие с людьми.


Особенности сенсорного развития детей с синдромом Дауна

     

У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, затрудняющих сенсорное развитие. Из них весьма значительными являются недостаточность тактильного и вестибулярного анализаторов, а также суставно- мышечного чувства.   

Многие дети с синдромом не ориентируются в схеме собственного тела и окружающем их пространстве. Испытывают трудности, манипулируя с предметами. И, как следствие, у них недостаточно формируется предметно-манипулятивная деятельность, благодаря которой происходит дальнейшее развитие мышления, речи и других высших психических функций.


Нарушение тактильной чувствительности ведет к тому, что затрудняется усвоение сенсорных эталонов: таких, как форма, цвет, величина, температура, вес, свойства поверхности. Иногда это нарушение приводит к образованию навязчивых движений и неспецифических манипуляций с предметами. Этим объясняются некоторые странные для фактического возраста ребенка действия. Например, дети подолгу стучат предметом о какую-либо поверхность, длительно используют ротовое обследование предмета, то есть используют способы, типичные для младенческого возраста.

В целом, большинство детей с синдромом Дауна испытывают те или иные проблемы с получением и обработкой информации, поступающую через органы чувств.

Следует отметить наличие следующих проблем   нарушения сенсорной интеграции у детей с синдромом Дауна:

  1. Недостаточная чувствительность.

  2. Чрезмерная чувствительность.

Рассмотрим на примере чувствительности ребенка в области рта и внутри рта. Ведь прикосновения к этим зонам в дальнейшем особенно важны для развития речи.

Если у ребенка с синдромом Дауна понижена чувствительность внутри рта, он меньше времени потратит на то, чтобы «исследовать» мир с помощью облизывания. Например, если такому ребенку дать крекер, он может его съесть, но не осознает, что между губами, щеками и зубами остались еще кусочки. Он не воспользуется языком, чтобы выпихнуть эти кусочки и доесть крекер. В дальнейшем, у ребенка возможны проблемы с речью, поскольку ему трудно распознать, где именно во рту находится его язык и как именно его нужно расположить, чтобы воспроизвести какой-то конкретный звук.

Если же у ребенка отмечается повышенная чувствительность, то такой ребенок не терпит любых прикосновений снаружи и внутри рта. Если у вас такой малыш, вы, возможно, заметите, что ему не нравится, когда вы его моете, одеваете, умываете или чистите ему ушки. Возможно, он меньше обследует предметы с помощью рта, всячески избегает этого. Поэтому у него недостаточно практики в осознанных движениях губ и языка. Что тоже может повлиять на развитие речи.

Недостаточная или чрезмерная чувствительность может проявляться при различных ощущениях: звуковых (громкость, тембр, интонация), зрительных (яркость, мигание, цвет), вестибулярных (подбрасывание, кружение, качание), тактильных (поглаживание, объятие, щекотание) и т.д.

На нарушение сенсорной интеграции указывают следующие симптомы:

  •  слишком сильная или недостаточно ярко выраженная чувствительность к различного рода стимулам: тактильные, зрительные, слуховые;

  •  чрезмерно высокий или низкий показатель двигательной активности;

  •  расстройство мышечного тонуса;

  •  слабая двигательная координация;

  •  моторная неловкость;

  •  слабая концентрация внимания;

  •  импульсивность;

  •  быстрая утомляемость;

  •  низкий уровень социализации;

  •  задержка развития речи и т.д.

Не получая четких сигналов от рук и глаз, ребенок может испытывать затруднения во многих видах деятельности. Таких как, раскрашивание, складывание мозаики, разрезание ножницами бумаги, совмещении краев двух листов бумаги. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но ведь неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения. Дети с нарушением сенсорной интеграции бывают довольно неловки в бытовом плане: испытывают сложности в самообслуживании, часто натыкаются на предметы, не нарочно ломают игрушки, роняют еду и т.д.

Чрезмерная чувствительность тактильных ощущений может привести к тому, что дети могут сердиться или тревожиться, когда до них дотрагиваются, или даже вообще избегать совместных действий, что может привести к ограничению всяких контактов, и желанию держатся в стороне от людей. Иногда ребенка могут раздражать свет или шум: внимательный наблюдатель заметит на лице ребенка выражение возмущения.

Недостаточная чувствительность у многих детей является причиной гиперактивности и импульсивного поведения.

При налаживании процесса сенсорной интеграции улучшается общее состояние ребенка, и нарушения, перечисленные выше, уменьшаются или полностью исчезают. 


Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста

Как и чем заниматься с ребенком в первые 9 - 12 месяцев жизни для развития сенсорной интеграции.

Зрительная стимуляция

Общайтесь с ребенком с самого рождения, разговаривайте с ним, пойте песенки, качайте под музыку, глядя ему в глаза; приближайте свое лицо к личику ребенка, чтобы он лучше вас разглядел.

Младенцы лучше всего концентрируют взгляд ярких предметах, расположенных поблизости. Больше всего их привлекает контраст белого и черного, а также красный цвет. Кроме того, дети с рождения с повышенным интересом относятся к человеческим лицам. Позвольте малышу чаще разглядывать ваше лицо, мимику, пока вы разговариваете с ним или поете ему песенки. Старайтесь, чтобы ребенок как можно дольше концентрировал внимание на вашем лице: стройте рожицы, издавайте всякие забавные звуки. Поставьте на кровать зеркало, лягте рядом с ребенком и стройте рожицы, пусть малыш разглядывает ваше лицо и свое. Подражайте мимике ребенка.

Если ребенок не смотрит на вас, не смотрит вам в глаза, осторожно подвиньте его головку так, чтобы ему было удобнее. (Некоторые мамы советуют класть ребенка себе на колени.)

Малыши с синдромом Дауна отличаются низким тонусом мышц и позднее начинают держать головку, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно разглядывать ваше лицо. Подключайте братиков и сестричек. Постепенно добивайтесь того, чтобы малыш как можно больше времени мог сосредоточиться на предлагаемом ему «зрелище».

Приближайтесь к личику ребенка, а затем отодвигайтесь. Проделывайте это медленно.

Иногда можно пошалить – надеть смешной головной убор, очки или приклеить себе на щеку или на лоб наклейку. Малышу будет интересно: а что он увидит в следующий раз?

Когда малыш освоил взгляд «глаза в глаза», и может удерживать взгляд на вашем лице, играйте с ребенком в прятки и их простейший вариант «ку-ку», когда вы прячете свое лицо за ладонями, или личико младенца под пеленкой.

Умение следить взглядом за движущимся предметом возникает не сразу. Предоставляйте ребенку возможность научиться этому с помощью ярких предметов, издающих интересные звуки. Например, водите перед глазами ребенка вправо-влево игрушечную собачку и приговаривайте «ав-ав». Для более старшего ребенка можно выдувать мыльные пузыри и следить за тем, как они летят, или играть с воздушным шариком. Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок все больше времени мог уделить рассматриванию объекта и наблюдению за движущимися объектами.

Чтобы тренировать умение фиксирование взгляд на объекте, вначале вам придется просто называть каждый предмет, на котором случайно задержался взгляд младенца. «Это кукла», «Вот твоя бутылочка». Ищите вместе с ребенком нужный предмет: «Где бутылочка? Вот она! Вот бутылочка!». Далее ребенок должен научиться посмотреть на вас, проследить, на что вы смотрите, и также уделить внимание этому предмету («Посмотри, какая птичка!»). Это умение в дальнейшем пригодится для основного этапа в развитии речи – когда вы будете говорить ребенку, как называется тот или иной предмет.

Возьмите яркую игрушку, например, мяч, и держите ее рядом со своим лицом; когда ребенок посмотрит на вас, медленно отводите игрушку от своего лица и сами следите за ней взглядом. Комментируйте «уход» игрушки, модулируя громкость и высоту голоса, это побудит ребенка следить за движущимся объектом. Эмоционально называйте слово, повторяйте название неоднократно: «Мяч, мяч, смотри на мяч!».

Всем родителям хочется видеть ответную реакцию. Некоторые дети с синдромом Дауна будут очень живо реагировать на все, тогда как другие младенцы будут лежать безучастно. Не опускайте руки, старайтесь вызвать реакцию, рано или поздно вы увидите интерес в глазах ребенка! Постепенно он научится фокусировать взгляд, рассматривать ваше лицо, радоваться вам, если вы будете проводить больше времени с ним, давая ему возможность научиться это делать.

Для зрительной стимуляции поиграйте с выключателем, включая и выключая свет в темной комнате (темно-светло).

Если у ребенка есть проблемы со зрением – обязательно обратитесь к специалисту.

Слуховая стимуляция


Малышам с синдромом Дауна предстоит научиться не только слышать разнообразные звуки, но и концентрироваться на их восприятии (подобно тому, как младенцы учатся фокусировать взгляд). Старайтесь, чтобы ребенку предъявлялось не слишком много разнообразных звуков в каждый отдельный момент. Многим детям мешают слишком громкие звуки, другим же трудно выделять наиболее важные звуки (голос матери) на фоне шума.

Старайтесь имитировать звуки, которые издает ваш младенец. Повторите так точно, как только можете, а потом поиграйте, повторив его высоким, тонким голосом, потом низким, грубым голосом.

Устанавливайте для ребенка связь между объектом и производимым им звуком. Взяв игрушечную утку, назовите ее «утка, уточка», сообщите ребенку: «Утка говорит: кря-кря. Как говорит утка? Кря-кря». Привлекайте игрушки в форме зверюшек, детские музыкальные инструменты (колокольчик динь-динь, барабан бам-бам). Конечно, малыш еще долго не сможет повторить это за вами, но стимуляция не пропадет даром.

Приготовьте побольше погремушек, колокольчиков, издающих разнообразные звуки. Играя с ними, давайте малышу послушать и сравнить эти звуки, но не забывайте также давать ему возможность самому их извлечь. Постепенно он установит логическую связь между источником звука и звуком!

Пришейте бубенчики на резинку для волос и наденьте ее младенцу на ручку или на ножку. Он поймет, что звуки раздаются тогда, когда он двигает ручкой/ножкой. Только не оставляйте ребенка без присмотра с этой игрушкой!

Часто называйте ребенка по имени. Если он пока не отзывается на свое имя, привлеките его взгляд яркой игрушкой и снова несколько раз назовите его по имени.

Разговаривая с ребенком, держите лицо так, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит, когда плачет или гулит. Повторите то, что он «сказал», потом сделайте паузу, как бы ожидая от него ответа. Это должно стать вашим золотым правилом. Разговаривая с ребенком во время одевания, купания и т.д., всегда делайте паузы, как бы ожидая ответа от него. Если он издаст какой-то звук, отвечайте естественно, например, «Да что ты говоришь!» или «Неужели?». Старайтесь, чтобы ваша беседа выглядела, как настоящий разговор.

Важно добиться того, чтобы ребенок обращал внимание на окружающие его звуки. Ставьте для него различную музыку, пойте песенки, рассказывайте ритмичные стихи. Очень хороши в этом плане песенки и стихи с действиями («Вот идет корова», «Мишка косолапый»), они учат ребенка уделять внимание тому, что он слышит.

В работе над слуховым восприятием, важно научиться определять, откуда же исходит привлекший ребенка звук. Чтобы научить его этому, используйте различные источники звука: свистки, колокольчики, мятый целлофан, кастаньеты, маракасы, хлопайте в ладоши и так далее. Сначала издавайте звук в поле зрения ребенка, прямо перед его лицом. Затем переместите источник звука вправо или влево от ребенка. Если он не обращает внимания, скажите ему: «Слушай! Что это? Ну-ка посмотри!». Тренируйте малыша, чтобы он следил взглядом, а затем и поворачивался к источнику звука. Если малышу трудно поворачиваться, посадите его к себе на колени так, чтобы источник звука был вне его поля зрения. Прослушайте звук, скажите: «Ой, что это?» и сами поверните ребенка лицом к источнику звука. Наградите малыша улыбкой и объятием за то, что он повернулся. Играйте в такие маленькие игры несколько раз в течение дня. Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.

Ребенку необходимо понять, какие звуки имеют смысл, на какие звуки надо обращать внимание (голос мамы), а на какие – не обязательно (шум холодильника, тиканье часов). Если малыш не научится этому, может произойти «перегрузка» и даже «отключение» сенсорной системы. В более старшем возрасте это умение не раз ему пригодится, например, во время занятий в школе: надо слушать, что говорит учитель, а не что говорят одноклассники.

Давайте ребенку возможность слушать голоса родных по телефону. Комментируйте: «Это баба говорит. Слышишь, это баба!». Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.

Соберите «звуковую шкатулочку». Туда можно положить свисток, колокольчик, дудочку, маракас, две деревянные ложки, контейнер из-под киндер-сюрприза с фасолью или крупой внутри и так далее. Поиграйте с ребенком.

Старайтесь постепенно увеличивать период времени, в течение которого малыш может сосредотачиваться на активном слушании: пойте ему более длинные песенки, разговаривайте с ним подольше.

Многие родители говорят с малышами так, как нужно, не задумываясь об этом. Однако все же отметим, как именно следует говорить с младенцем: высоким (тонким) голосом, короткими предложениями, гораздо медленнее, чем обычно, повторяя слова и фразы по многу раз. Когда ребенок станет старше (2-3 года), вы уже не будете пищать при разговоре с ним, однако необходимость в коротких фразах и повторениях не отпадет еще долго.

Если у вашего ребенка есть какие-то проблемы со слухом, обязательно обратитесь к специалисту. 


Тактильная стимуляция


Маленький ребенок познает мир через осязание. Не случайно младенцы тянут все в рот. Вы должны дать малышу возможность «обследовать» ртом предметы различной формы и фактуры, мягкие и твердые, прохладные и теплые, резиновые и пластиковые и т.д. Каждый раз, когда ребенок облизывает, сосет новую игрушку, его мозг получает сигнал о том, какими качествами обладает этот объект. Так что, разрешайте ребенку тянуть игрушки в рот и исследовать их, ведь это очень важно для развития речи. Конечно, помните о гигиене, тщательно мойте игрушки перед использованием. Но не лишайте ребенка такого важного опыта.

Если малыш сам не тянет предметы в рот, можно использовать мягкую зубную «щеточку» для массажа десен, внутренней поверхности щек и язычка ребенка.

Приобретите или сделайте специальную книжку, в которой на каждой странице будет кусочек какого-то материала, который можно потрогать (мех «киски», наждачная бумага и так далее). Она вам пригодится и в дальнейшем, когда вы будете работать над расширением словарного запаса ребенка (мягкий, пушистый, шершавый…).

Позволяйте ребенку играть с различными на ощупь предметами, например, желе, взбитыми сливками или вареными макаронами.

Прикасайтесь к ребенку предметами различной текстуры. Растирайте личико ребенка мягким, а потом более жестким полотенцем, например. Для разнообразия используйте массажное масло или лосьон.

Чистите зубы и десны ребенка специальной детской зубной щеткой.

Растирайте и массируйте тело ребенка. Можно ласково или быстро потереть лицо, щеки и язычок ребенка чистым полотенцем. Прикасайтесь к лицу малыша ваткой, кусочком бархата, кусочком жесткой ткани… Играйте с ребенком в игры, требующие прикосновений к лицу («Лес, полянка, горка, ямка…» и прочие). Умывайте личико ребенка, дотрагиваясь до разных частей лица («водичка, водичка, умой мое личико».

Побуждайте ребенка имитировать ваши мимические движения: облизывание губ, прищелкивание языком и т.п. Старайтесь держать лицо поближе к лицу ребенка, чтобы ему было хорошо видно, что именно вы делаете.

Старайтесь подражать действиям ребенка. Если он хлопнул по столу, и вы хлопните. Тогда у него будет больше мотивации подражать вашим действиям. Пробуйте разные действия и побуждайте ребенка подражать вам. Выбирайте такие действия, которые ребенок может выполнить (хлоп-хлоп по столу, топ-топ по полу ножкой, плюх-плюх по воде в ванной). Поначалу можно помогать ребенку, махать его руками, шагать его ножками и т.п., чтобы он понял, что от него требуется.

 

Скажу несколько слов о таком важном виде деятельности, как кормление ребенка.

Помните, что кормление важно не только само по себе, для роста и развития ребенка, но и как способ тренировки всех тех органов, которые нужны для речи, а также, для коммуникации ребенка со взрослым!

Зачастую родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с проблемами при налаживании кормления. Это может быть связано с низким тонусом (гипотонусом) мышц. Если малышу трудно сомкнуть губы на соске, потрите его губки, помассируйте подбородок и участок под ним. Когда ребенок не занят едой, можете попробовать приложить к ротику кусочек льда, чтобы помочь ему почувствовать свои губки и язык. Можете попробовать помассировать язычок: ритмично похлопайте по нему сосочкой или чистым пальцем. Когда тонус языка улучшится, вы это почувствуете. Тогда можете попробовать стимулировать движения язычка вверх-вниз, вправо-влево, стимулировать язычок прогнуться – сформировать центральный «желобок».

Постепенно младенец осознает, как именно движутся его губы, язычок и другие органы.

Когда ребенок начинает есть с ложки, рекомендуется использовать маленькую и неглубокую ложечку, давая небольшие «порции». Старайтесь давать ребенку разнообразную по фактуре пищу для стимуляции тактильных ощущений внутри рта: детскую растворимую кашку, фруктовое пюре, овсянку, творожок, картофельное пюре, затем пюре из мяса, йогурт, супы. Как только ребенок будет готов к поглощению более твердой пищи, вы должны предоставлять ему возможность научиться жевать, совершать и совершенствовать движения язычка в горизонтальной плоскости.

Дети с повышенной чувствительностью могут оказаться большими привередами в еде. Они могут отказаться есть блюдо, для которого вы смешали несколько ингредиентов. Они могут предпочитать только горячее или только теплое, отказываясь от еды другой температуры.

Как и чем заниматься с ребенком в период с одного года до трех лет.

В повседневной жизни нужно продолжать заниматься сенсорной стимуляцией, формировать сенсорные эталоны и закреплять познавательные навыки. Такие как:

Усвоение ребенком понятия величины.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую; сравнивать два колечка от пирамидки и выбирать большое, чтобы нанизать его первым;

играть с большим и маленьким мишкой, укладывать их спать в большую и маленькую кроватки; учить подбирать крышки к двум кастрюлям по размеру и т.д.

Усвоение ребенком понятия формы.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных форм, вызывающих интерес и внимание ребенка: мячики, кубики. Использовать совместную игру с ребенком и комментировать, что «Мяч катится. Смотри как. Покатай мяч», «Кубик не катится. Поставим кубик на кубик. Получилась башня» и т.д.

Для обучения соотнесению форм используем различные сортеры, вкладыши с геометрическими фигурами, доску Сегена, рамки Монтессори и т.д.

Усвоение ребенком понятия цвета.

Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных цветов, вызывающих интерес и внимание ребенка.

Сортировать по цветам мячики двух цветов, прищепки, крышечки от питания «Фрутоняня», кубики, детали Лего и т.д.

Развитие обоняния:

Для этого обращать внимание ребенка на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.)

Развитие вкусовых ощущений:

Для этого предлагать ребенку, если нет пищевой аллергии или других ограничений, продукты различного вкуса (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.

Помните, что сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с физическим развитием ребенка: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. Организация зарядок, ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна, поскольку, формирование крупной и мелкой моторики- неотъемлемая часть сенсорной интеграции.

Обучение детей с синдромом Дауна использованию в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую работу, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается.

При обучении навыкам самообслуживания развиваются сенсорные анализаторы, когнитивные навыки, речь, умение пользоваться жестами и многое другое.

 

Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию.

 

Огромную роль в развитии детей играет создание условий для сенсорного развития.

Для тактильной, вестибулярной и проприоцептивной стимуляции эффективно использование специального оборудования:

  • утяжеленных одеял, гамаков, батутов, тоннелей, тележек, гимнастических мячей, сухого бассейна и др. 

  • природных материалов: песка (кинетического, обычного), каштанов, морской гальки, шишек, фасоли, воды и пр.

  • разнообразных колючих мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни.

Важно понимать, что ребенок сам интуитивно выбирает те виды сенсорной стимуляции, которые нужны для развития именно ему. Мы, взрослые, должны лишь дать ему возможность изучать потенциал собственного тела, формировать адаптивные ответы и, главное, найти для этого время и место.

Учеными отмечено, что даже обычные объятия дают большой положительный эффект в сенсорном развитии ребенка. 

Необходимо внимательно отнестись к потребностям ребенка к игре и не заменять ее ранним обучением, компьютером и телевизором. Сначала ребенок должен все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигаться в пространстве, проползти, подлезть или залезть на все, что манит, – только так он приобретет опыт, необходимый для развития.

Последнее время все чаще и чаще сравнивают жизнь детей поколения шестидесятых-семидесятых годов и жизнь нынешних малышей. И приходят к неутешительным выводам. Отсутствие и недостаточность сенсорного опыта и замена естественных для детского возраст игр на компьютерные, в значительном мере усиливают сенсорную дезинтеграцию детей, отрицательно влияют на развитие познавательных навыков, воображения, фантазии. Многие ли из сегодняшних дошкольников смогут придумать, как сделать все оборудование для игры в магазин из подручных средств и «доставить» туда продукты из песка, глины, листьев, палочек и прочего мусора, и грязи, сколько мальчишек в три года сумеют придумать, как приладить ложку к грузовику, чтобы получилась снегоуборочная машина? Сколько малышей смогут все это до того, как родители купят им блестящие пластмассовые игрушки, в которых за них всё уже сделали, – и игрушечные пакетики, и весы для магазина, и все виды уборочной и прочей техники?

Как было сказано выше, сенсорная интеграция нужна всем детям. Конечно, ребенку с двигательными нарушениями или с нарушениями зрения нужна будет дополнительная помощь специалистов, чтобы дать ему необходимый сенсорный опыт, помочь «изучить» окружающую среду, схему тела, понять, как он может двигаться в пространстве, взаимодействовать с окружающей средой.

Во время занятий постоянно разговаривайте с ребенком, даже, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его сигналы, почувствовать его намерения и желания. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, отмечайте любые его попытки в приобретении самостоятельного опыта, хвалите его действия, радуйтесь его успехам. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты.

В Санкт-Петербурге успешно работают центры по развитию сенсорной интеграции, где эффективно реализуются множество программ по сенсорному развитию детей с особыми потребностями. Это широко известное Пространство для детей и родителей «Каштан» и Центр помощи детям с нарушениями восприятия и адаптации «Сова-Нянька».

сенсорное развитие изо2.png

Список литературы

  • Д. Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»

  • Е. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

  • Л. Кумин «Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна»

  • Материалы сайта Downside Up

Нажмите для звонка
8 (812) 579-11-40
Телефон центра развития
+7 (931) 233-83-00
Горячая линия для родителей